Каждый из нас в той или иной мере вступает в правоотношения, где есть 2 стороны — потребитель, который заказывает товары или услуги, и человек, который получает прибыль предоставляя товары или услуги потребителю. И, конечно, никто и думает о таком термине “права потребителей” до тех пор, пока ему не предоставили товар(ы) или услугу(и) ненадлежащего качества. В этой статье мы бы хотели предоставить вводную основу и создать некий компас, который может помочь ориентироваться в базовых вещах. Вы должны знать как защитить свои права и интересы!
Права потребителей в Украине: основные термины
Потребитель — физическое лицо, которое покупает, заказывает, использует или хочет приобрести/заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника;
- Продавец — субъект хозяйствования, который согласно контракту реализует потребителю товары или предлагает их к реализации;
- Продукция — любые изделия (товары), работа или услуги, которые изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общих потребностей;
- Реализация — деятельность субъектов хозяйствования по продаже товаров (работ, услуг);
- Надлежащее качество товаров, услуг или работы — качество продукции, соответствующее требованиям, введённым для данной категории продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем;
- Недостаток товара, работы или услуги — всякое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и документов, условиям сделок или требованиям, предъявляемым к ней, а также информации о продукции, предоставленной продавцом, исполнителем или же производством.
Вы можете узнать еще больше базовых требований в Законе Украины “О защите прав потребителей”.
Правовая база: законы и права потребителей
Как защищаются права потребителей? Буквой закона! Советуем ознакомиться с:
- Закон про права потребителей Украины или ЗУ “О правах потребителей”;
- Новый ЗУ “О защите прав потребителей” в редакции 2023 года (еще не вошел в силу);
- Гражданским кодексом Украины;
- Постановление КМУ от 19 марта 1994 года № 172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей";
- Постановление КМУ от 2 сентября 2015 года № 667 "Об утверждении Положения о Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей".
Права и обязанности потребителей
Каждый потребитель имеет право:
- на надлежащее качество продукции и обслуживания;
- на защиту своих прав государством;
- на безопасность продукции;
- на нужную, доступную, надежную и своевременную информацию на украинском языке о товарах, работе или услугах, их количестве, качестве, ассортименте, и информацию о производителе, дистрибьюторе и/или продавце/исполнителе;
- на обслуживание на украинском языке;
- на возмещение имущественного и морального вреда, причиненного из-за недостатков продукции;
- на создание, участие в объединениях потребителей.
В свою очередь, каждый потребитель обязан:
- перед началом использования товара внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации, изложенными в предоставленной документации на товар;
- в случае нужды разъяснения условий и правил эксплуатации товара — до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу (производителю, исполнителю) или к иному указанному в эксплуатационной документации лицу, выполняющему эти функции;
- пользоваться товаром согласно его целевому предназначению и соблюдать условия в эксплуатационной документации;
- с целью предотвращения отрицательных для потребителя последствий эксплуатации товара — применять предусмотренные производителем в товаре средства безопасности с соблюдением предусмотренных документацией специальных правил использования, а в случае отсутствия таких правил в документации — соблюдать обыкновенные разумные меры безопасности, установленные для товаров подобного рода.
Права потребителей: возврат товара
Товар не подошел? Вернуть товар в магазин (интернет-магазин), а также обменять его на иной аналогичный можно на протяжение 14 дней с момента покупки. Это правило распространяется на товары надлежащего качества ( неиспользованные и неповреждённые).
Условия возврата товара:
- товара нет в списке тех, которые нельзя обменять или вернуть;
- товар не использовался и сохранился в том виде, в котором его приобретали;
- прошло менее 14 дней с момента приобретения товара;
- есть кассовый или товарный чек.
Ваше право предусмотрено ст. 9 ЗУ "О защите прав потребителей" (права потребителей интернет-магазинов такие же самые).
Если вы ищете того, кто защищает права потребителей или же хотите узнать к кому можно обратиться — адвокатская компания “Юридический компас” окажет правовую помощь в решении спорного момента и ваши права будут защищены!